19RM31Z4wdJhWomH8YivXsd79i2OsoqV.jpg

Приобретение франшизы – заманчивая перспектива. Франчайзинг в России неуклонно развивается, количество франчайзеров растет, что предполагает приличный выбор. Основной аргумент в пользу такого вида предпринимательства – партнёр не берёт на себя всю ответственность за новое предприятие на начальном этапе. Компания-организатор готова предоставить франчайзи помощь в решении ряда вопросов. Это придаёт бизнесу стабильность, и повышает шанс стать более жизнеспособным и прибыльным. Но наряду с позитивными тенденциями есть вероятность появления недобросовестных продавцов. Также не всегда на уровне и покупатели – кто-то не рассчитал свои возможности, кто-то не понял все условия соглашения, кому-то не хватило средств или хорошей команды. Так какую франшизу купить? И как выбрать франшизу грамотно?

В чем плюс франчайзинга

В предпринимательской деятельности дилетант долго не выдержит. У тех, кто принял решение самостоятельно пробиваться на ниве предпринимательства, шансов отпраздновать пятилетие гораздо меньше, чем у партнеров франчайзинговой сети. Начинающим одиночкам тяжело противостоять конкуренции и выигрывать в борьбе за покупателя.

Бизнесмены, начавшие свое дело с нуля и вышедшие на приличный доход, однозначно открывали свое дело, будучи профессионалами в своей сфере деятельности. Однако и это не гарантия успеха, а всего одно из требований для самостоятельной деятельности.

В франчайзинге дела обстоят оптимистичнее. Это организация отношений между покупателем/франчайзи известного бренда и обладателем/франчайзером этого бренда. Преимущества франчайзинга бесспорны:

  • покупка готовой модели обеспечивает быстрый старт;
  • все процессы уже отработаны «в полевых условиях», учтены риски и возможные ошибки;
  • известный бренд как привлечение клиентов;
  • поддержка со стороны компании-организатора;
  • обучение сотрудников новой точки;
  • участие в рекламных мероприятиях франчайзера.

На вопросы: «какую франшизу выбрать? какая франшиза лучше?» - нет универсального ответа. У каждого бизнесмена свои критерии оценки перспективности проекта.

Первые шаги в выборе проекта

Итак, решение открыть собственное дело уже созрело. Выбор пал на франчайзинг. И чтобы разобраться какую франшизу купить, нужно объективно оценить возможности.

  • Возможности в плане инвестиций. Разумным решение будет полагаться на собственные силы и ресурсы. Вкладывать новичку кредитные средства – смело, но рискованно. Не совсем правильным будет открывать предприятие на последние средства.
  • Наличие времени. Франчайзинг – это серьезный и порой тяжелый бизнес. На первых порах дебютанту придется забыть о досуге, личной жизни и развлечениях. Это нормальная ситуация, когда реально хочешь преуспеть, получить финансовую независимость. И здесь необходимо понять хватит ли времени на организацию и управление проектом.
  • Есть ли желание соблюдать все стандарты компании-продавца. Стандарты управления предприятием продавец сформулировал, опираясь на собственный опыт. Он уже получил успешную бизнес-модель, которая приносит доход самому организатору и всем партнёрам. Условия могут быть действительно очень жесткими, что нередко приводит к досрочному расторжению соглашения.

Исходя из приведенного выше анализа, стоит выбрать франшизу, которая бы оптимально подходила и под возможности и под интересы. Личная вовлеченность в дело - это залог успеха.

JF28vu75n2eP_5JMJun1jylx5mErQLn5.jpg

Грамотный выбор направления

Сегодня существует три направления франчайзинга.

  1. Покупатель получает право только использовать раскрученную торговую марку. Яркий пример в России бренд «Маша и медведь», который из мультфильма превратился в франшизу разнообразных детских товаров.
  2. Франчайзи получает право на реализацию продукта франчайзера – марки автомобилей, продукты, алкоголь. Или это просто расширение сети сбыта.
  3. Франчайзер предоставляет модель, включающую весь цикл – использование бренда, стратегию, производство, поддержку, обучение, лицензии. Самые яркие представители таких проектов – Старбакс, Макдональдс.

Вот тут уже стоит вопрос какой франчайзинг выбрать. В первых двух случаях предполагается прямое участие франчайзера в процессе развития. Выход на рынок будет проходить под его раскрученным брендом/образом. В третьем варианте, головная компания передает свои правила и предоставляет относительную свободу.

Выбор типа франчайзинга

Кроме классификации на направления, франчайзинг делится на следующие типы.

  • Товарный. Понятно, что основная сфера – торговля. Партнеры получают право продавать произведенные компанией-продавцом товары или работа под его торговой маркой. Договор обуславливает ассортимент товаров, в нем оговаривается технология продаж и правила использования бренда. Примеры такого франчайзинга – магазины брендовой спортивной обуви, автомобильные салоны, магазины одежды.
  • Производственный. В этом случае покупатель имеет право производить продукцию и продавать ее под известным товарным знаком. Также передаются технологии производства, контакты с поставщиками сырья. Договор регламентирует правила производства, объёмы продукции, качество, отчетность.
  • Услуги. Здесь передается право оказывать определенные услуги снова же под брендом продавца. Покупатель обеспечивается маркетинговой технологией, ему оказывают поддержку в поиске и приобретении оборудования. Примером являются салоны красоты, химчистки.

Кроме перечисленных, бывают смешанные, объединяющие два или три вида.

Пробуем оценить работу франчайзера

Направление и вид выбраны. Теперь, чтобы решить какую франшизу купить, необходимо получить реальные данные о компании-продавце и о самом проекте.

Не стоит стесняться лишний раз проверить компанию-организатора. Для лояльного продавца не должно быть тайной или проблемой предоставление таких данных как документы на регистрацию товарного знака, сведения об уставном капитале, патенты, данные об учредителях и руководстве. Также должна быть в открытом доступе информация о других франчайзи, их контакты.

Обязательно уделить внимание дате регистрации. Особое доверие вызывают компании, которые заинтересованы не только в получении прибыли, но и в масштабировании собственного бизнеса, расширении сети. Разобраться какую франшизу выбрать поможет непосредственное общение с менеджерами головного офиса. У порядочного правообладателя всегда видна заинтересованность в успехе потенциального партнера, есть предложение поддержки.

Разбираемся в концепции

Такой анализ поможет разобраться, какие предлагаются преимущества по сравнению с конкурентами.

  • Нужно определить, на что делается акцент, какое УТП предлагается, что конкретно поможет привлекать новых клиентов. Это могут быть эксклюзивные рецепты, уникальный дизайн, атмосфера. И если разбираться какая франшиза лучше, то определенно та, что совершенствуется, меняется в соответствии с новыми трендами. Можно спросить франчайзера о том, что изменилось в фирме, за последние три-пять лет. Из ответа можно понять подход к этому бизнесу у правообладателя.
  • Детально оговоренная схема поддержки, поможет выбрать франшизу и не ошибиться. При оформлении документов порядочный правообладатель детально ответит, каким образом, с какой периодичностью и в каких сферах будет предоставляться помощь. Хорошо если будет предоставлен конкретный план.
  • Территория. Правильным моментом будет оговорить на этапе оформления документов, на какой территории будет работать новый партнер. Опытные компании-организаторы предоставляют эксклюзивное право представлять их товарный знак на определённой территории. Это помогает избежать конкуренции со стороны других участников сети.

xuiojRPy4U1kwpdi0_f8j4UMq9iLR0iK.jpg

Юридические вопросы и стандарты работы

Юридические аспекты необходимо детально изучить, прежде чем выбрать франшизу.

К ним относятся наличие регистрации товарного знака, условия выхода и/или завершения действия договора. Последним стоит уделить особо пристальное внимание, так как они могут быть очень жесткими. Также есть резон проверить наличие у продавца прав на результаты интеллектуальной деятельности, объекты интеллектуальной собственности или лицензии и сроки их действия

Что касается условий, то они должны быть подробно описаны в договоре. Перечень ограничений и стандартов также входит в соглашение сторон.

Оценка суммы выплат и инвестиций

Обоснованность сумм паушального взноса и роялти – залог правильной и успешной франшизы. Франчайзи может потребовать от продавца, чтобы тот расписал, как формируются все платежи. С паушальным взносом вопросов быть не должно – он выплачивается единственный раз. А вот с роялти стоит четко определиться. Они бывают фиксированные или составляют процент от выручки.

Первичный взнос и регулярные отчисления – это не единственные финансовые траты. Инвестировать придется не единожды. Стоит запросить бизнес-план, где должен быть инвестиционный бюджет. Ещё «на берегу» правильным будет просчитать, сколько придется вложить средств для запуска. И чем больше будет освещено деталей, тем меньше неприятных сюрпризов ждет в начале работы. Хорошо, если инвестиции будут распределены по времени.

И еще на что обращать внимание

И еще несколько полезных моментов, которые нужно рассмотреть.

  • Стоит выбирать только ту франшизу, концепция которой будет перекликаться с личными интересами. Работать легче, когда есть личная вовлеченность, ведь придется пожертвовать свободным временем.
  • Выбор поставщиков часто зависит от предпочтений франчайзера. изначально можно поинтересоваться их расценками. И если они ниже или такие же, как на рынке, то можно работать, если завышены, то это нужно оговорить с продавцом. Лучшим выходом будет предоставленная франчайзером отчетность о расценках поставщиков.
  • Общение с другими участниками сети. Это реально поможет понять какие бывают подводные камни, и что ожидать от общения с головной компанией. А если такие контакты достать проблематично, то это аргумент чтобы задуматься о правильности выбора.

Решить какой франчайзинг выбрать может только сам начинающий франчайзи. Заинтересованный франчайзер всегда четко и подробно объяснит, как нужно работать, чтобы предложенная им бизнес-модель приносила прибыль. А еще в лице правообладателя нужно искать единомышленника, чья философия близка.

Стань партнером CitySites