T6G-pCyTGB5mIozz82vKUjhws4-G9Dcr.jpg

С весны 2020 года бизнес существует в условиях жёстких ограничений и неопределенности. Целый ряд отраслей, в которых работают малые компании, оказался под угрозой. Это туризм, услуги, развлечения, торговля промышленными товарами.

Проблемам малого бизнеса в России сегодня уделяется серьезное внимание. Внедряются на государственном уровне программы поддержки и корректируются уже действующие программы. Значение малого предпринимательства трудно переоценить. Именно в этом сегменте экономики оперативно создаются рабочие места. А гибкость и эффективность малых предприятий не вызывает споров. В таких фирмах значительно легче и проще внедрять новые разработки, тестировать новые технологии, чем на огромных предприятиях.

Основные проблемы малого бизнеса в 2021 году

Пандемия и последующие локдауны в прошлом году привнесли ощутимые изменения в экономическую среду. Самым главным риском стало резкое снижение доходов у населения в России. Как следствие, снизилась покупательская способность и упала выручка у подавляющего большинства предприятий. Кроме низкого спроса, к проблемам можно отнести сохранённые суммы обязательных платежей – аренды помещений, налогов, коммунальных платежей.

Кризис всегда затрагивает одновременно ряд секторов. Современная ситуация чётко разделила игроков рынка на тех, кто заранее занимался автоматизацией бизнес-процессов и тех, кто предпочел традиционные модели ведения дел. В хорошем положении оказались предприятия, которые вкладывались в цифровизацию, понимая, что это в перспективе снизит затраты. Еще в начале карантинных мероприятий автоматизация помогла сократить издержки фирмам, работающим в области образования, медицины, IT-сектора. Однако в туризме, общепите и сфере спорта автоматизация не помогла.

И если рассматривать ближайшие перспективы развития малого бизнеса, то есть однозначный вывод – по максимуму автоматизировать процессы, внедрять новые цифровые технологии во все сферы ведения бизнеса.

Поддержка малого предпринимательства в России

Сегодня государство оказывает трехстороннее содействие малому бизнесу. Понятно, что большинство программ поддержки направлены на сферы, которые приоритетны для государства.

  • Гранты. Это могут быть гранты на открытие бизнеса. Для этого необходимо участие в конкурсных программах. Также существуют программы возмещения затрат на открытие, которые предлагают региональные центры занятости. Нужно помнить, что гранты являются строго целевым финансированием. Эти средства не могут быть потрачены на цели, отличные от тех, что обозначены в условиях.
  • Выделение субсидий. Это деньги, которые выплачиваются предпринимателям на приобретение необходимого для работы оборудования, сырья или даже на получение патента. Это тоже целевые средства. Сумма зависит от региона и от условий каждой конкретной программы.
  • Дисконт на лизинг. Региональные программы, которые возмещают проценты лизинговым компаниям.
  • Имущественная форма поддержки предполагает получение аренды на льготных условиях. В большинстве такие проекты касаются аренды фермерских земель. Но можно найти варианты снятия помещения для бизнеса.
  • Обучение. Здесь предлагаются бесплатные тренинги, семинары, конференции, где можно задать вопросы касательно перспективы малого и среднего бизнеса и получить ответы специалистов в области права, экономики, налогообложения, планирования, маркетинга.
  • Консультации. Бесплатные консультации с экспертами экономистами, юристами, бухгалтерами, кадровыми сотрудниками. Такие акции можно найти на сайтах центров занятости.

Имея такую поддержку, можно надеяться, что перспективы развития малого бизнеса вполне приличные.

5b5h_eX2LscvC-lI5By46Uq4dZ16gqyM.jpg

Пути развития малого бизнеса

Для развития любого, а особенно, малого бизнеса огромное значение имеет финансирование. И неважно, речь идёт о масштабировании уже существующего предприятия, о расширении персонала или об инвестировании в электронную коммерцию. Кредитование остаётся основным ресурсом для фирм, независимо от сферы деятельности.

Рассматривая перспективы малого бизнеса в России, можно назвать с такие аспекты.

  • Удаленная работа. Такой формат уже не редкость, а объективная необходимость. Сегодня удалёнка – возможность получать зарплату без опасения за здоровье. Есть вероятность, что тренд не пройдет с окончанием пандемии. Компании и дальше не собираются возвращать сотрудников в полном составе. Это позволить нанимать помещения меньшей площади, что снизит расходы фирмы на коммуналку и аренду.
  • Внедрение и совершенствование интернет-технологий. Виртуальная связь максимально заменит реальную. От заключения договоров до проведения собраний – все через мобильные технологии. Владельцам малого бизнеса необходимо уделить внимание и силы веб-ресурсам предприятия.
  • Электронная коммерция и безналичный расчет. Это онлайн-магазины, мобильный банкинг, переводы через платёжные системы, маркетинг в сети. Любые транзакции, которые совершаются с электронного гаджета, имеющего выход в интернет. География таких сделок не ограничена. Также нет необходимости в покупке или аренде торгового оборудования, найме большого штата сотрудников.
Несмотря на суровые реалии, все еще есть желающие открыть свое дело, а это говорит о том, что перспективы малого бизнеса если не радужны, то оптимистичны.


Стань партнером CitySites